МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ

      Целью джаза не является специальное создание таких работ, которые можно было бы классифицировать по шкале ценности. Джазмен испытывает радость от создания музыки и заставляет других радоваться ей, а уже после этого свою оценку дают критики. Разумеется, в джазе есть и гении, например, Луи Армстронг, Бесси Смит, Чарли Паркер. Но по существу коллективный, практический характер джаза означает, что ценность этой музыки и даже отдельной ее пьесы не зависит только от гениев, поскольку они плотно окружены множеством профессионалов. Никто не сможет составить список, скажем, из десяти лучших записей инструментального блюза. После одного-двух очевидных исполнений выбор будет затруднен тем, что существуют сотни записей, тысячи исполнителей, которые равным образом хороши каждый по-своему. Хороший джаз нельзя оценивать только по работам, которые остаются в памяти как лучшие. Его необходимо оценивать по способности создавать постоянное разнообразие таких работ на самом высоком исполнительском уровне. Фактически джаз, по словам Пауля Хиндемита, - это "музыка для употребления", не музейная редкость, не музыка для непременной классификации исследователями. Рей Чарлз

      Это вовсе не означает, что джаз является незначительным искусством, как легкая и популярная музыка. Просто, в отличие от классической музыки, он оказывает свое воздействие совершенно другим способом. Никто не будет спорить, что песни Стивена Фостера или Джорджа Гершвина действительно приятны, но и никто не ждет от них тех же эмоций, которые мы получаем от "Лесного короля" Шуберта. Но от "Young Woman's Blues" в исполнении Бесси Смит мы получаем подобные эмоции. Игра Крайслера просто демонстрирует нам блестящую технику, но игра Армстронга уводит нас в эмоциональную сферу монологов Макбет. Иоганна Штрауса, короля легкой музыки, который дает нам огромное удовольствие и удовлетворение, никак нельзя сравнивать с Паркером и тем настроением, которое создает музыка последнего. Относительно небольшая шкала, на которой джаз проявляет себя как искусство, ограничивает его диапазон, но все лучшее в джазе поистине является шедевром.

      Таким образом, удовольствие, которое дает джаз, заключается прежде всего в тех эмоциях, которые он вызывает и которые не могут быть оторваны от исполняемой музыки. Это подтверждается позицией, с которой выступает в защиту импровизации каждый человек, связанный с джазовой музыкой: музыканты, критики, любители. Казалось бы, не существует особых музыкальных заслугу импровизации, которая является просто моментальной композицией.

      Для слушателя в данный момент в общем-то безразлично, сымпровизирована или написана музыка, которую он слышит. Он вряд ли заметит разницу, если не знает об этом заранее. Но импровизация в джазе, даже в самой расписанной композиции, существует всегда, так как она связана с постоянным живым воспроизведением музыки, с вдохновением исполнителя, которое передается слушателю. Нет сомнения, что наиболее сильный эффект, оказываемый джазом, заключается в непрерывной передаче человеческих эмоций. Именно поэтому примитивный вокальный блюз сохранил свое место в джазе до настоящего времени. Именно поэтому технически несовершенные записи старого новоорлеанского джаза удерживают свои позиции, тогда как некоторые современные композиции быстро забываются. Все это справедливо и для современного джаза. Музыка Паркера выдержит испытание временем благодаря своей "мучительной, иссушающей, опаляющей красоте, которая напоминает песни религиозных конгрегации госпел-шаут далекого Юга", - писал Маршалл Стерне. Новшества Паркера принадлежат истории, и даже если он больше ничего не сделал в своей жизни, он был бы не менее важной фигурой в истории джаза, чем Уильям Кристофер Хэнди, впервые переложивший блюз на ноты.

      Джаз - это музыка исполнителей, следовательно, это музыка, прямо и непосредственно выражающая их эмоции, а технические формы ее создания и ее музыкальные возможности отражают оба эти факта. Например, джаз не зависит от композитора: мы не сможем назвать определенный набор простых тем, составляющих общеджазовый композиционный репертуар. Джазовыми стандартами могут быть и хорошие, и плохие мелодии, народные песни, блюзы или популярные баллады, но их качество не имеет решающего значения. Если их гармонии годятся для развития джаза, для создания новых джазовых импровизаций, они становятся джазовыми стандартами. Таковым всегда был блюз. Из популярных мелодий 20-х гг. для джазовых исполнителей подошли: "All The Thing You Are", "How High The Moon", "I Can't Give You Anything But Love" и др. Оригинальные джазовые композиции, т. е. исполнения, возникали как результат взаимного музыкального действия различных музыкантов над данной темой в пределах установленных правил, обычаев и традиций. Новая композиция могла появиться тремя разными путями: путем исполнения самых различных тем одной группой музыкантов; путем исполнения одной темы самыми различными группами музыкантов, собранных вместе впервые; путем исполнения одной и той же темы теми же самыми музыкантами в другой раз, когда у одного или нескольких из них могут быть различные варианты для исполнения. Очевидно, что случай играет большую роль в таком процессе музыкального творчества, где комбинация определенной группы людей, наличие заводилы, хорошая публика или просто соответствующее настроение имеют огромное значение.


начало

джаз

продолжение