ИНСТРУМЕНТЫ

      Хороших трубачей в джазе было так много, что едва ли возможно упомянуть их всех. Я назову тех, кто стал подлинным новатором. И все же нельзя не сказать о таких музыкантах, как Томми Лэдниер (1900-1939 гг.) и Джо Смит (1902-1937 гг.) за то совершенство, с которым они играли классический блюз; как Фрэнки Ньютон (1906[-1954 гг.]) и Бак Клэйтон (1911[-1991 гг.]). Баббер Майли (1902-1932 гг.) был основоположником систематического применения сурдин в стиле граул, когда он играл в оркестре Дюка Эллингтона. Впоследствии эту традицию великолепно продолжил Кути Уильяме (1911[-1985 гг.]), также у Эллингтона ("Концерт для Кути"). Рэд Аллен (1908[-1967 гг.]) и особенно Рой Элдридж (1911[-1989 гг.]) разработали новый блестящий стиль игры на трубе в эпоху свинга. Чарли Шэйверс (1917-1971 гг.) был весьма близок к модерн-джазу, который полностью сложился благодаря Диззи Гиллеспи (1917-1993 гг.), технически наиболее яркому и значительному трубачу эпохи современного джаза. Майлс Дэвис (1926-1991 гг.) является выдающимся музыкантом, представителем кул-стиля. Рано умерший Фэтс Наварро (1923-1950 гг.), бесспорно, обладал не менее великолепными качествами, присущими всем лучшим современным трубачам.

      Среди белых трубачей лишь только Бикс Байдербек (1903-1931 гг.) может быть причислен к этой группе новаторов джаза. По всеобщему согласию он считается лучшим белым джазовым музыкантом по сей день. Об этом свидетельствует исследование C. Wareing - G.Garlick "Bugles for Beiderbecke", London, 1958. Эволюция Бикса шла от модифицированного стиля диксиленд и была прервана его ранней смертью, но его поразительная музыка, сочетающая мелодический драйв, спонтанный джаз и постоянную меланхолию даже в самых его жизнерадостных соло, до сих пор глубоко трогает нас. Большая часть белых трубачей была неплохими музыкантами, но их можно рассматривать лишь как квалифицированных исполнителей, за исключением, пожалуй, Банни Беригена (1909-1942 гг.), Бобби Хэккета (1915[-1976 гг.]) и Макса Каминского из Брокстона (1908[-1994 гг.]). Разумеется, титул "квалифицированного ремесленника" в джазе отнюдь не является позорным, и такие люди, как Маггзи Спэниер (1906[-1967 гг.]), Билли Баттерфильд (1917[-1988 гг.]) или Гарри Джеймс (1916[-1983 гг.]) не могли быть недовольны своей судьбой.

      Тромбон едва ли мог полностью блеснуть своими инструментальными возможностями в новоорлеанском джазе, хотя на нем мог великолепно исполнять блюз Чарли "Бит" Грин (1900-1936 гг.). Тромбон всегда был весьма необходимым инструментом для создания полифонии новоорлеанского стиля. Джимми Гэррисон (1900-1931 гг.) в 20-е гг. превратил тромбон в сольный инструмент в полном смысле этого слова подобно тому, как Армстронг освободил трубу от ограничений новоорлеанского ансамбля. Джозеф "Три-ки Сэм" Нэнтон (1904-1948 гг.) в оркестре Эллингтона далее развил возможности тромбона, используя сурдины в стиле граул. Дики Уэллс (1907[-1985 гг.]), по мнению А. Одэра, один из лучших тромбонистов в истории джаза, а также Джей Си Хиггинботэм (190б[-1973 гг.]) и Вик Дикенсон (190б[-1984 гг.]) блестяще использовали этот инструмент как сольный в эпоху свинга. Джей Джей Джонсон (1924[-2003 гг.]), тромбонист модерн-джаза, играл на нем с невероятной скоростью и довел технику игры на тромбоне до уровня техники игры на трубе.

      Среди белых музыкантов, которые, может быть, несколько отставали в этой области, Мифф Моул (1898[-1961 гг.]) и Томми Дорси (1904[-1956 гг.]) значительно развили технические возможности тромбона, хотя и не всегда использовали их для джазовых целей. Среди модернистов следует упомянуть датчанина Кэя Виндинга (1922[-1983 гг.]). В истории джаза был также великий музыкант с примесью индейской крови, отличавшийся великолепным вкусом и чувством игры на тромбоне - это Джек Тигарден (1905[-1964 гг.]), который даже в сравнении со многими негритянскими музыкантами был непревзойденным мастером исполнения блюза.

      Саксофон пришел в джаз значительно позже. В те годы, когда многие журналисты определяли джаз по наличию "воющих саксофонов", лишь немногие джазовые саксофонисты освободились от новоорлеанских кларнетных традиций. Однако с середины 20-х гг. некоторые талантливые музыканты сумели разработать особую технику игры на саксофоне и сделали его исключительно гибким инструментом, полностью пригодным для джаза. В эпоху свинга и в ранний период модерна саксофон стал центральным инструментом в джазе, полностью заменив кларнет и оттеснив медные инструменты на задний план. Благодаря технической виртуозности многих музыкантов, саксофон в их руках стал своего рода струнной секцией в джазе. Технические фейерверки модернистов на медных инструментах не добавили ничего существенного к возможностям последних, а просто показали, что музыканты могут играть на них быстрее, выше и т. д. В то же время саксофоны обладают неограниченными, до сих пор еще неиспользованными возможностями. Диапазон их звучания простирается от самого грубого, низкого вибрато до мягкости флейты, в них сочетается гибкость, столь необходимая для джазовой выразительности, с силой и напором (драйвом). Это помогло им стать главным музыкальным инструментом в комбо. Натуральный стиль саксофонов тяготеет к романтической рапсодии и к пышности барокко, как это можно было видеть в работах Джонни Ходжеса, Коулмена Хокинса. Впоследствии музыкальную палитру саксофона значительно расширил Чарли Паркер. Многие джазовые любители всегда предпочитали простую и строгую линию медных, но если какой-либо инструмент олицетворял собой джаз 1930-1950 гг., то этим инструментом был именно саксофон.

      Говоря более конкретно, тенор-саксофон, который стал исключительно популярным благодаря Коулмену Хокинсу (1904[-1969 гг.]), превратился в сольный инструмент уже в середине 20-х гг. Хокинс, чье превосходство долгое время не вызывало сомнений, обладал мощным и одновременно мягким звуком, полностью использовал тростевые качества своего инструмента и развил характерный стиль рапсодической импровизации. Все саксофонисты первого поколения были его учениками: Чу Берри (1910-1941 гг.), Хэршел Эванс (1909-1939 гг.), Дон Байес (1912[-1972 гг.]), Бен Вебстер (1909[-1973 гг.]), Лаки Тампсон (род. 1924 г.) и Иллинойс Джекет (род. 1921 г.). В это же время в Канзас-Сити другой великий новатор, тенорист Лестор Янг (1909[-1959 гг.]) заложил основы стиля кул. Он отличался мягким, изысканно "прохладным" тоном звучания и имел тенденцию играть длинные мелодические линии, состоящие из относительно немногих нот. Эти приемы были заметны в работах некоторых белых музыкантов, например, Бада Фримена (род. 1906 г.) и Фрэнки Трамбауера (1900[-1957 гг.]). У Лестера Янга было много учеников и последователей: среди негров это, прежде всего, Уорделл Грей (1921[-1955 гг.]), из белых Стэн Гетц (1927[-1991 гг.]), Эл Кон (1925[-1988 гг.]), Зут Симе (1925[-1985 гг.]) и Джерри Маллиген (1927[-199б гг.]). Сопрано, баритон и бас практически никогда широко не использовались в джазе. Представление о сопрано-саксофоне у нас почти однозначно связано с Сиднеем Беше, великим новоорлеанским музыкантом, а введение в оркестр бас-саксофона всегда считалось причудой, не более. Баритон же долгое время был монополией Гарри Карни (1910[-1974 гг.]) из оркестра Эллингтона, но он стал более популярным в период расцвета стиля "кул" среди белых музыкантов: Серж Чалов (1923[-1957 гг.]) и Джерри Маллиген (1927[-1996 гг.]), которые играли на нем так, как будто это был тенор.


начало

джаз

продолжение