БЛЮЗ И ОРКЕСТРОВЫЙ ДЖАЗ

      Существует некоторое разногласие по поводу характеристик блюзовой гаммы и ее гармонии. Пожалуй, лучше всего рассматривать блюзовую гамму как результат адаптированного применения европейской гаммы к африканской, хотя многие примитивные блюзы и вокальные строки многих классических блюзов почти чисто африканские. Гораздо легче петь композиции на четверть тона, чем играть их на каких-либо европейских инструментах. Простейшим способом определить блюзовую гамму можно благодаря использованию в ней блюзовых нот - это пониженные 3 и 7 ступени в мелодии, но не в гармонии, которая является чисто европейской. Противоречие между ними создает контрастный эффект, характерный для блюза. Эта блюзовая гамма имеет глубокие корни в американо-негритянских песнях. Проповеди в церквях для цветных, переходившие незаметно от речи к пению, обычно основывались на 2-3-х нотах блюзовой гаммы, скажем, тонике и блюзовой терции над ней. В вокальном блюзе мелодическая тема повторяется с бесконечными мельчайшими вариациями. Лучшим примером этого является пятистрофная версия песни "Careless Love Blues" в исполнении Бесси Смит. Эта песня, существующая в бесчисленных вариантах, не является подлинным блюзом, это скорее народная песня эпохи королевы Елизаветы, позже превращенная в прекрасный блюз цветными исполнителями.

      Вовсе не обязательно, чтобы настоящий 12-тактовый блюз был только медленным или грустным по настроению. Но поскольку блюз - это настроение, то большая часть светских блюзов медленная, создающая ностальгическое, грустное чувство. Это качество так же трудно определить, как и лиричность, но его может почувствовать каждый, кто хоть раз слышал какую-нибудь запись Бесси Смит. Мади Уотерс

      Эта, в сущности простейшая, блюзовая форма, тем не менее, обладает бесконечными художественными возможностями. В своем вокальном виде она способствует созданию не только мелодий исключительной красоты, например, "C. C. Rider", "How Long Blues", "Trouble In Mind", но и удивительно сильному выражению эмоций. Блюз по существу сродни экспрессионизму. Техника в нем полностью подчинена содержанию и определяется им. Достаточно просто прислушаться к замечательной гибкости какой-нибудь вокальной или инструментальной блюзовой строки в исполнении хорошего артиста, чтобы оценить манеру, в которой каждая незначительная вариация в интонации, ритме или мелодии служит для выражения эмоций с необычной силой и точностью подобно движениям великого танцора. Я не думаю, чтобы какая-то другая существующая форма искусства могла бы превращать самые обычные эмоции, которые испытывает каждый из нас, в столь художественно действенные образы более непосредственно и ярко, чем блюз. В этом, возможно, заключена главная причина того, почему вокальный блюз является одной из редких форм искусства, которая подобно танцам и театру в совершенстве подходит для женщин, ибо наиболее естественным видом искусства для них является то, которое наименее отделено от тела, жеста и голоса. В вокальном блюзе даже самые обычные женщины находят свое "Я", свой голос: если бы Кармен говорила сама, она не сказала бы того, что за нее сказали Мериме и Бизе. А то, что, скажем, Бесси Смит поет в "Young Woman's Blues" самой. Поэтому неудивительно, что лучшие блюзовые певицы сплошь и рядом превосходили лучших блюзовых певцов, какими бы хорошими зачастую ни были последние.

      В своем другом, более сложном аспекте блюз блестяще доказал способность быть уникальным средством для сольной и коллективной импровизации в джазе.

      Вокальный светский блюз также прошел через несколько определенных ступеней своей эволюции. Сельский блюз возник как характерная музыкальная форма в конце прошлого века, вероятно, в среде странствующих менестрелей. Его можно услышать, например, на записях "Blind Lemon Jefferson" Джефферсона (1875-1930 гг.) из Галвестона, штат Техас. Сельский блюз произошел от народных песен: анонимные голоса, различимые только по тембру, пели блюз, не отличающийся особой индивидуальностью. Записанный почти исключительно в мужском исполнении, сельский блюз продолжает исполняться вплоть до нашего времени значительно модифицированный из-за миграции негров в большие города, из-за смешивания стилей, из-за запросов джазовой публики. Лучшими примерами сельского блюза могут служить записи, сделанные такими чернокожими бардами, как Биг Билл Брунзи, ЛеРой Карр, Брауни МакГи, Сонни Терри, Хаулинг Вольф, Лайтнинг Хопкинс.


начало

джаз

продолжение