БЛЮЗ И ОРКЕСТРОВЫЙ ДЖАЗ

      В этой и в последующих главах я намерен более основательно посвятить читателя в сущность оркестровых и инструментальных джазовых стилей. Эти главы не представляют интереса для читателя, не знакомого с джазовыми записями на пластинках и не имеющего желания серьезно слушать джаз. В то же время мой обзор достаточно прост и лаконичен, так как существует множество других исследований этой темы, помогающих усовершенствовать свои познания в джазовых стилях.

      Блюз. Блюз не является стилем или этапом в развитии джаза. Он - постоянная основа всех джазовых стилей вообще. Блюз - это не джаз в целом, но это - его сердце. Ни один джазовый музыкант или оркестр, не умеющий играть блюз, не сможет добиться каких-либо выдающихся достижений в джазовой музыке, ибо в тот момент, когда блюз перестанет быть неотъемлемой частью джаза, прекратит свое существование и сам джаз, каким мы его знаем вплоть до настоящего времени. По этому поводу у джазовых критиков и музыкантов никогда не было каких-либо серьезных разногласий. Даже самые передовые модернисты, композиции которых наполнены отзвуками классической музыки прошлых веков (как, например, Джон Льюис или Гюнтер Шуллер), настаивают на своей духовной близости с блюзом, и это не пустые слова. Великий революционер бопа, саксофонист Чарли Паркер, в последние дни своей мучительной жизни говорил: "Очень жаль, что многие из современных молодых ребят приходят в джаз, не зная или позабыв его основу - блюз. Это же основа всего джаза". Другие джазовые музыканты высказывались аналогичным образом: "Блюз должен присутствовать в джазе все время, так как он является способом мироощущения". Блюз для джаза представляет собой то же самое, чем была земля для Антея в известном греческом мифе. Если джаз теряет контакт с блюзом, он теряет всю свою силу. И когда на каком-нибудь джемсейшн музыкант предлагает "оторвавшемуся от земли" коллеге: "Эй, Чарли, давай сыграем блюз", этот контакт восстанавливается.

      В джазе блюз - это и настроение, и ощущение музыканта, не обязательно настроение грусти и подавленности, хотя бывает и так. Это музыкальная форма или идиома. Блюз существует и как народная музыка вне джаза, и как музыка в джазе. У него собственное развитие, которое идет параллельно развитию джаза, и, конечно, они оба зависят друг от друга. Блюз может существовать в виде общей идиомы негритянских народных песен и в виде особого типа светских песен. Когда Маршалл Стерне пишет о "сплошной стене блюзовой тональности" в религиозных песнях Махелии Джексон, он подразумевает первую разновидность блюза - его народную основу. Ее собственное утверждение, что она - исполнительница госпел-сонг, ничего не меняет. Но когда Сонни Терри, блюзовый певец и исполнитель на гармонике, говорит: "Если бы только Махелия Джексон пела блюз, она была бы лучшей из всех блюзовых певиц", то он подразумевает вторую сторону - джазовый компонент. Однако, поскольку блюз является весьма распространенной и важной частью американской негритянской музыки и джаза, то многие музыканты и любители джаза используют этот термин довольно неразборчиво. Поэтому существует вероятность взаимного непонимания.

      В наиболее строгом смысле слова, блюз - это определенная музыкальная и поэтическая форма. В музыкальном отношении он стабилизировался в виде темы из 12-ти тактов, хотя ранние блюзы могли быть и короче. Композиционный блюз мог быть более сложным по своей структуре, как, например, "St. Louis Blues", который имеет две типичные 12-тактовые темы и одну 16-тактовую, или "Beel Street Blues", имеющий две 12-тактовые и одну 8-такто-вую тему. В поэтическом отношении, например, характерный 12-тактовый блюз напоминает собой куплет белого стиха, обычно это пятистопный ямб, где первая строка повторяется дважды с незначительной изменчивостью, но пять главных акцентов остаются неизменными. Поэтические аспекты блюза будут рассматриваться в разделе "Джаз и другие виды искусства".

      Блюз в своей оригинальной форме представляет собой аккомпанируемую песню или, говоря более точно, антифонную песню, построенную на давней африканской песенной традиции оклика и ответа. Ведущий голос или солист может производить два оклика, скажем, длиной два такта каждый в 12-тактовом блюзе, получая ответ равной тактовой длины. К примеру, они могут занимать такты 2, 3 и 5 и б, 9 и 10. Остающаяся часть заполняется инструментальными брэками. Фактически аккомпанируемый блюз превращается в дуэт между голосом и инструментом или инструментами, которые отвечают ему и поддерживают его. Когда певец и музы кант действуют в полном согласии и взаимопонимании при условии, что хорошие блюзовые исполнители, то могут быть достигнуты прекрасные результаты, раздирающие душу любителю. Например, дуэты Бесси Смит с Луи Армстронгом ("Saint Louis Blues", "Reckless Blues"), с Джо Смитом ("Weeping Willow Blues"), Дж. Пи Джонсоном ("Backwater Blues"). Сольный инструментальный блюз развился из вокального и сохранил, насколько это возможно, все антифонные характеристики. Например, знаменитый "Five O'Clock Blus" или "How Long Blues" пианиста Джимми Янси. Хотя фортепиано является наиболее далеким от человеческого голоса инструментом, но фактически все примитивные пиано-соло были блюзами, если говорить о мелодии, гармонии и продолжительности темы.


джаз

продолжение