ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЖАЗА

      К доисторическому и древнему джазу относятся следующие стили, как новоорлеанский, диксиленд, чикагский и нью-йоркский. Это была музыка малых импровизирующих оркестров с элементарными аранжировками, музыка блюзовых певцов и пианистов. Джаз среднего периода был по существу музыкой больших коммерческих бэндов, в составе которых были звездные исполнители. Здесь было гораздо больше композиций и аранжировок, которые требовали высокой техники исполнения. В современный период джаз опять возвращается к импровизации в пределах малых групп. Это происходит либо в форме тщательной реконструкции древнего джаза - движение "возрождения", либо в виде шага вперед к революционной музыке джазового авангарда* - стилю боп, из которого затем хронологически возник гибрид между джазом и классической музыкой - стиль кул. В социальном отношении древний джаз был музыкой южных негров, первого поколения негров, переселившихся на Север. Частично эта музыка признавалась и слушалась белой аудиторией. Джаз среднего периода был музыкой негров, осевших в больших городах, и широкой аудитории белой молодежи. Современный джаз был и остается авангардной музыкой, предназначенной для музыкантов и интеллектуалов, хотя эта аудитория постепенно расширяется, так как изначально необычное звучание затем становится знакомым и привычным, как это было с живописью Матисса и Пикассо в начале XX века. Джаз в эпоху "возрождения" вообще не являлся музыкой для цветной аудитории, и был адресован только белой молодежи и интеллектуалам. В Европе возрожденный диксиленд быстро стал стандартным типом танцевальной музыки среди юношества.

      Наряду со всеми этими джазовыми модами один вид музыки продолжал оставаться относительно неизменным, а именно блюз. Публика из простых, необразованных негров, которые составляли основную джазовую аудиторию, оставалась верной больше блюзу, чем различным другим стилям джаза, во всяком случае, после 20-х гг. Именно поэтому джаз среднего периода со свинговыми бэндами Чика Уэбба и Лайонелла Хэмптона пользовался огромной популярностью в цветных кварталах больших городов. И, вероятно, именно поэтому рок-н-ролл, в сущности основанный на джамп-блюзе, оказал большее влияние на негритянскую публику, чем все предыдущие джазовые моды. Блюз, городской и сельский, всегда был постоянной величиной в истории развития джаза.

      Этими краткими замечаниями я, конечно, не могу дать читателю полное представление об истории развития джаза. Они предназначены для того, чтобы читатель мог ориентироваться в мире джаза, как он пользуется картами расписания авиалиний, которые, конечно, не являются точным географическим атласом, но они точно обозначают все важные маршруты и узловые пункты. В истории джаза существует два поворотных пункта. Первый - переход от старомодной народной музыки к смеси из народной и коммерческой музыки, и возрастающее отстранение джазового музыканта от своей прежней публики. В целом развитие джаза вплоть до 1941 г. следовало именно этой тенденции. Второй поворотный пункт - революция в джазе и появление стилей боп и кул; воскрешение архаизмов благодаря движению возрождения. В некотором смысле это было результатом тех же тенденций, которые доминировали в раннем джазе, но одновременно это было и следствием идеологической революции, в которой важную роль играли политические элементы. Этот вопрос можно рассматривать и по-другому. Джазовая эволюция до конца среднего периода была следствием деятельности популярных музыкантов, игравших обычно перед публикой, жаждущей развлечений. Джазовая революция 1941 г. была продуктом мыслящих музыкантов, игравших перед сознательной, сведущей публикой, т. е. это была музыка современной культуры интеллектуального меньшинства. Как говорил Гарри Карни, модерн-джаз уже не исполнялся только для удовольствия, для денег или для повышения технического мастерства - это был своего рода манифест, иной раз подсознательный, в котором был заключен бунт против капитализма, против коммерческой культуры большинства, против существующих социальных условий жизни и т. д. Линия между двумя этими периодами, естественно, не отчетлива. Одновременно с пионерами модерн-джаза в конце 30-х гг., в 40-е гг. большая часть исполняемого джаза продолжала развиваться старым путем, но это не умаляет обоснованность наших обобщений. С точки зрения музыки, разрыв между двумя этими периодами очень сильно заметен. Джазовая эволюция вплоть до конца 30-х гг. в музыкальном смысле шла в одном общем направлении: каждый последующий джазовый стиль возникал из непосредственных предшественников, что-то добавляя или модифицируя их. Эволюция современного джаза началась практически с полного преднамеренного переворота. "Возрождение" диксиленда было скорее запросом публики, нежели потребностью самих музыкантов. Сторонники ривайвл фактически отвергали существующий джаз во имя музыки, которая, по существу, была уже мертва, по меньшей мере, целое десятилетие. Боп, напротив, - это потребность самих музыкантов, которые, в свою очередь, полностью отвергали существующий джаз во имя музыки, звучащей диссонансно, анархично и технически сложной для исполнения, почти не выходящей за пределы небольшой группы авангардистов. Они отвергали, как мы увидим в главе о джазовых музыкантах, и большую часть социальных обычаев старых джазменов.


* Не следует забывать, что эта монография была написана 45 лет тому назад, поэтому термин "авангард" тогда был вполне применим к музыке, созданной в середине 40-х гг., и для многих она была сложна и революционна. Пройдет буквально десять лет, и в джазовом музыкознании "джазовый авангард" уже будет обозначать радикальные изменения, сделанные черными ортодоксами свободного ((гее) джаза.
начало

джаз

продолжение