ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЖАЗА

      Спустя 40 лет после публикации "St. Louis Blues" (1914 г.) джаз стал международным музыкальным языком. Современный американский импресарио мог объявить о своем плане собрать интернациональный джаз-оркестр, включающий музыкантов из тринадцати европейских стран, и это не было бы пустой рекламой, так как с равным успехом он мог бы набрать музыкантов и с других континентов. Однако долгое время такой интернациональный джаз оставался лишь второсортной версией американской джазовой музыки. История развития и трансформации джаза, в отличие от истории его распространения, остается чисто американским предметом исследования. В этой главе делается попытка рассмотреть историю трансформации джаза в правильной перспективе. Нам необходимо заняться этим хотя бы потому, что внутреннее развитие джаза было столь же быстрым и поразительным, как и его распространение. Развитие западной классической музыки, по стандартам исторического прошлого, проходило довольно быстро и измеряется столетиями. Джаз подвергся не менее глубокой и революционной трансформации всего за десятилетия. Путь от новоорлеанских похоронных процессий до джазовых экспериментов Чарли Мингуса* не менее огромен, чем путь от Монтеверди до Альбана Берга**.

      Для удобства мы можем условно подразделить всю историю джаза на четыре главных периода:
  • доисторический (1900-1917 гг.)
  • древний (1917-1929 гг.)
  • средний (1929-1940 гг.)
  • современный (с 1940 г. до наших дней)


      Эти периоды можно обозначить и так: рэгтайм, джаз, свинг, боп или кул. Мне бы не хотелось спорить с исследователями, которые предпочитают датировать или подразделять эти периоды как-то иначе или называют их по-другому. Я буду придерживаться этой периодизации. Историк джаза легко обнаружит ряд последовательных поворотных пунктов, например, возвышение джаза до статуса квази художественной музыки и вторжение блюза в популярную музыку, но гораздо лучше рассматривать весь этот процесс в исторической перспективе. Доисторический и древний джаз удобнее рассматривать вместе.


* Чарльз Мингус - один из самых выдающихся и ищущих контрабасистов джаза, родился в 1922 г. в г. Ногалесе, штат Аризона. Написал более ста композиций, является одним из немногих настоящих новаторов в джазе. Одно время он возглавлял собственную фирму звукозаписи "Дебют".
** Берг (Berg) Альбан (1885-1935 гг.), австрийский композитор. Один из виднейших представителей экспрессионизма в музыке.

джаз

продолжение