ДЖАЗ : История джаза

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ДЖАЗА

      Джаз самое интересное заключается не в его сущности, а в его исключительной способности быстро распространяться и расширять свои границы. В широком смысле распространение джаза разделяется на несколько периодов:
  • I.1900-1917 гг. - джаз стал музыкальной идиомой негритянской популярной музыки по всей Америке, а некоторые из его характеристик (синкопирование, рэгтайм) превратились в постоянные компоненты продукции Тин Пэн Элли.
  • II. 1917-1929 гг. - распространение чистого джаза идет довольно медленно, тогда как сильно разбавленные версии джаза начинают доминировать во всей западной городской танцевальной музыке и в популярных песнях.
  • III. 1929-1941 гг. - чистый джаз начал завоевывать аудиторию меньшинства. Свинг занимает прочное место в популярной музыке. Подлинный интернациональный триумф джаза и проникновение идиом чистого джаза в популярную музыку (диксиленд, модерн-джаз и блюз) имели место уже после 1941 г.
      Традиционная картина распространения джаза столь же проста, как и легендарна. Джаз оставался в Новом Орлеане до тех пор, пока военно-морские власти в 1917 г. не закрыли район красных фонарей, после чего джазовые музыканты, уже имевшие опыт путешествий на речных пароходах, начали иммигрировать вверх по Миссисипи в Чикаго, а оттуда по всей Америке. Эта картина делает совершенно невозможным понимание того, как джаз в действительности развивался и распространялся, так как здесь подразумевается, что другие музыканты научились джазу значительно позже, чем распространители из Нового Орлеана, и что они изучали джаз только с точки зрения новоорлеанской музыки. Со всей очевидностью можно утверждать, что это вовсе не так. Хотя новоорлеанские музыканты высоко ценились и уважались в других местах. И действительно оказывали большое влияние, новоорлеанский джаз как стиль, в сущности, не имел продолжателей, за исключением небольшой группы молодых белых джазменов. Это были белые музыканты Среднего Запада, которые как бы предвосхитили более позднюю джазовую моду на диксиленд среди широкой публики. В начале 20-х гг. многие цветные бэнды повсюду играли джаз, но не обязательно в новоорлеанском стиле, кроме групп, приезжавших непосредственно из Нового Орлеана. В то время было образовано довольно много цветных составов, но в них участвовало удивительно мало музыкантов из Дельты, и лишь немногие были из Чикаго. Фактически джаз появился перед широкой публикой сразу после Первой мировой войны как исключительно разнообразная музыка, исполняемая самыми различными музыкантами по всей стране. И новоорлеанский стиль был лишь одним из многих стилей, хотя и наиболее сформированным. Разумеется, пуристы могут доказывать, что все то, что играли остальные музыканты, не было настоящим, чистым джазом, но мы не будем останавливаться на подобных замечаниях.

      Новоорлеанские музыканты и раньше ездили по стране, гастролировали в Европе, но до 1919 г. никто особенно не обращал на них внимания и не считал их музыку исключительной. Было бы скучно и утомительно перечислять все известные нам передвижения новоорлеанских джазменов. Следует отметить только то, что еще в 1907 г. Джелли Ролл Мортон сообщал, что он побывал в Чикаго, Хьюстоне, Калифорнии и Оклахоме, возвратившись затем домой. Подобные гастроли в то время были обязательным условием бизнеса развлечений повсюду, и Новый Орлеан, как основной поставщик музыкантов, не был исключением. У. К. Хэнди вспоминает, как его гастролирующая труппа "Makhara Minstrels" подобрала двух новоорлеанских кларнетистов в период между 1900 и 1903 г. Вскоре музыканты из Дельты сами открыли большие возможности таких выездных ангажементов.

джаз

продолжение