ДЖАЗ : История джаза

ПРЕДЫСТОРИЯ ДЖАЗА

      Джаз возник там, где наиболее явно пересеклись три различные европейские культурные традиции: испанская, французская и англосаксонская. Каждая из них в свою очередь произвела на свет характерный гибрид: латиноамериканскую и карибскую музыку, французско-карибскую музыку (о-в Мартиника) и различные формы афроанглосаксонской музыки, из которых наиболее важными являются спиричуэл, госпел и сельский блюз. Индейские компоненты на североамериканском континенте мы, вероятно, можем не принимать во внимание*. Дельта реки Миссисипи, населенная протестантами, подверженными испанскому влиянию и наследию французской культуры, объединила в себе все эти элементы наилучшим образом.

      Как отмечал один новоорлеанский пионер-музыкант Джелли Ролл Мортон, афро-испанское влияние придало джазу некий "испанский оттенок" - примесь характерных ритмов, таких как тангана** или хабанера***, которые, по словам У. К. Хэнди, вызывали живой отклик среди континентальных негров (сам Хэнди частично использовал ритм танганы в своем знаменитом "St. Louis Blues" который можно услышать и по сей день). Тщательная адаптация афро-кубинских ритмов в современном джазе не относится к предыстории джаза. Правильнее было бы сказать, что афролатиноамериканская музыка, являющаяся, вероятно, единственной современной музыкой, которая может конкурировать с джазом по своей способности завоевывать другие культуры, шла своим собственным путем и лишь временами пересекалась с джазом.

      Французская музыкальная традиция значительно важнее, поскольку она была почти полностью ассимилирована особым классом освобожденных рабов, а именно креолами, которые жили главным образом в Новом Орлеане. Однако креолы в свою очередь вскоре оказались среди низшей негритянской касты - это произошло в 1880-х гг., когда усилившаяся сегрегация лишила их прежнего привилегированного положения.


* Музыка коренных американских индейцев (кстати, пришедших на американский континент из Южной Сибири - предки алтайцев, хакасов, шорцев, тувинцев и т. д. - научно доказанный факт) никогда не смешивалась с другими культурами, не оказала на них никакого влияния и осталась автономной.
** Танган - латиноамериканский танец.
*** Хабанера, возникшая примерно в 1825 г. в пригородах Гаваны, - это и парный танец, и форма песни. С музыкальной точки зрения она представляет собой смесь испанских песенных традиций с ритмическим наследием черных рабов. В результате постоянных контактов между колонией и метрополией хабанера проникла в Испанское королевство и примерно в 1850-е гг. стала популярна во всей стране в основном благодаря народным театрам. На Рио де ла Плата хабанера пришла из Парижа. После того, как она стала салонным танцем в Париже, ее с восторгом приняли аристократические круги Рио де ла Плата, повторявшие все, что было в моде во Франции. В портовых тавернах Буэнос-Айреса и Монтевидео хабанеру распространяли кубинские матросы. Она моментально стала конкурентной с самыми модными танцами той эпохи - с мазуркой, полькой, вальсом. Она также пользовалась большой популярностью в народном театре в форме песенных куплетов. Ритмическая базовая структура хабанеры состоит из двухчетвертного такта, который в свою очередь составлен из одной ударной восьмой, одной шестнадцатой и двух следующих восьмых.
начало

джаз

продолжение