ДЖАЗ : Как определить джаз

      Тем не менее, в первом приближении можно сказать, что джаз в своем развитии вплоть до настоящего времени всегда был музыкой, которая содержала пять основных принципов, о которых я скажу. Популярная музыка, имеющая джазовую окраску, нередко содержит первые три или четыре принципа, но никогда пятый, или же он существует лишь в сильно разбавленном виде.

Сонни Роллинс       1. Джаз имеет ряд музыкальных особенностей, которые появились благодаря использованию гаммы, обычно не применяемой в европейской классической музыке, а произошедшей из Западной Африки или от комбинации африканской гаммы с европейской гармонией. Наиболее характерно эта джазовая специфика выражена в так называемой блюзовой гамме - это обычная мажорная гамма с пониженными терцией и септимой, которая используется мелодически (пониженные ступени называются блюзовыми нотами).

      2. Джаз основан, главным образом, еще на одном африканском элементе, а именно - ритме. Разумеется, ритмика джаза не является чисто африканской, так как последняя обычно гораздо сложнее, чем в джазе. Однако элемент постоянной ритмической вариации, который жизненно необходим джазу, не имеет связи с европейскими традициями. Ритмически джаз состоит из двух элементов - это постоянный и неизменный бит (обычно два или четыре бита в каждом такте) и широкий диапазон различных вариаций на основе этого бита. Вариации включают синкопирование (перемещение акцента на обычно слабую долю такта или пропуск акцента на обычно сильной доле такта) или более тонкое обыгрывание бита (размещение акцента непосредственно перед битом или после него), а также и другие приемы (как, например, атака и интенсивность, драйв). Взаимодействие различных джазовых инструментов, каждый из которых наряду с мелодическими выполняет также и ритмические функции, еще более усложняет джазовую ритмику. Ритм - это сущность джаза, главный организующий элемент в джазовой музыке. Однако его очень трудно анализировать, а разнообразные проявления ритма (как, например, свинг) едва ли поддаются анализу вообще. Его можно только почувствовать. Иначе как можно объяснить такой факт, почему хорошие ударники, проводя постоянный, регулярный бит, создают у слушателя ощущение непрерывного ускорения, напора, движения вперед (драйв)?

      3. Джаз использует необычные инструментальные и вокальные звуковые окраски. Частично это произошло из-за применения инструментов, которые в классической музыке играют второстепенную роль. Хотя джаз и не имеет специфичной инструментовки, но так получилось, что джаз-оркестры развились из военных оркестров, которые редко используют струнные инструменты, а медь и духовые в них служат для целей, необычных в симфонических оркестрах. Кроме того, джаз иногда использует некоторые экзотические инструменты, как, например, виброфоны, африканские бонго-барабаны, маракасы и т. п. Надо сказать, что отдельные джазовые стили и периоды имели свою характерную инструментовку, где некоторые инструменты, действительно, были более пригодны для джазового исполнения, чем другие. Однако нет никакого принципиального повода считать, почему бы джаз не играть на любом инструменте вообще, и многие музыканты доказывают это своей игрой на самых классических инструментах, включая орган, флейту, гобой, валторну и пр.

начало

джаз

продолжение