МУЗЫКАНТЫ

      Музыканты и вокалисты - это те люди, которые делают джаз. Исполнитель джаза, музыкант является основой джаза. Поэтому мы должны постараться понять, что же из себя представляют джазовые артисты, мужчины и женщины, что это за люди. Ни одна другая сторона джаза не задокументирована лучше, чем биографии джазовых артистов. Существуют биографические данные по меньшей мере двух-трех тысяч музыкантов, певцов и других представителей мира джаза, изданные в книгах, журналах, энциклопедиях, на конвертах пластинок или в каком-либо еще виде. Хотя там содержится информация о музыкальной карьере в самых подробных деталях, приводятся дискографии, там почти полностью упускаются из вида другие аспекты их жизни. Если мы не знаем лично музыканта, о котором идет речь, то из этих трудов мы не поймем, был ли он женат, есть ли у него дети и т. п. Реальная биографическая информация о социальном происхождении музыкантов настолько же случайна и бессистемна, насколько мелочна и дотошна приводимая информация об их географическом происхождении. Тем не менее, мы знаем достаточно, чтобы восстановить портреты как цветных, так и белых музыкантов даже в малоизвестные периоды развития джаза. Не следует принимать во внимание разницу в цвете кожи, поскольку джазовый музыкант в нашем мире - это некая общая личность, облик которой не зависит от цвета кожи, хотя социальное происхождение белых и черных артистов весьма различно, по крайней мере, так было на ранней стадии развития джаза. Правда, черный и белый музыкант в своем обществе играют совершенно разную роль. Поэтому Луи Армстронг, подобно Джо Луису или Рэю Робинсону, смог стать своеобразным символом и героем Гарлема. Белый джазмен был символом или героем разве что небольшой группы молодых мятежников.

      Давайте вначале рассмотрим портрет цветного музыканта. Наиболее очевидным и доминирующим фактором во времена раннего джаза было то, что джаз был музыкой бедных людей, нереспектабельной музыкой. В начале века семья солидного проповедника с Юга, каким был отец У. К. Хэнди, была так же шокирована мыслью о том, что их сын станет музыкантом, как и семья любого белого из средних классов общества (например, Бикса Байдербека). В южных деревнях и городах существовала строгая линия раздела между религиозной (благочестивой) и мирской (светской) музыкой. Верующие люди пели госпел-сонг и отвергали с ужасом и отвращением всякие дьявольские мелодии наподобие блюзов. То, что современный любитель джаза сделал рабочие песни и спиричуэл частью джазового репертуара, является одной из многих "иронии судьбы" этих песен. Некоторые набожные артисты и сейчас не разделяют это мнение, как например, Махелия Джексон упорно отказывается петь иначе, чем во славу Господа, за исключением воскресных дней.

      Разумеется, барьеры против джаза всегда были менее высокими в негритянской среде, чем среди белых. По сравнению с непреодолимым барьером, связанным с цветом кожи в стране расовой дискриминации, все другие казались невысокими и незначительными. Вплоть до сего дня существует немного возможностей, открытых перед американскими неграми для достижения богатства, славы и высокого социального положения в обществе. Поэтому даже столь плебейский путь, как исполнение джаза, не отвергается ими, тем более, что давно уже общепризнан факт, что мир развлечений для бедных более равноправен, чем культура богатых. В наше время, когда смешанные оркестры с цветным бэнд-лидером стали обычным явлением в джазе, едва ли можно назвать хотя бы одного известного дирижера американского симфонического оркестра или руководителя камерного ансамбля из цветных музыкантов. Поэтому естественно, что с самого начала многие негры из средних классов пришли именно в джаз. Конечно, среди музыкантов, которые придавали особое значение музыкальному или общему образованию (композиторы, аранжировщики, бэнд-лидеры), негры из средних классов играли непропорционально большую роль почти с самого начала. Подавляющее большинство ведущих джазовых композиторов-аранжировщиков (Уильям Хэнди, Бенни Картер, Джелли Ролл Мортон, Дон Рэдмен, Дюк Эллингтон, Сай Оливер) и многие лидеры первых знаменитых негритянских биг-бэндов (Флетчер Хэндерсон, Дюк Эллингтон, Дон Рэдмен, Джимми Ланс-форд, Каунт Бэйси) происходили именно из средних классов негритянского общества. Так, Хэндерсон и Лансфорд имели университетское образование, что дало им возможность быстро войти в элиту цветных американцев того времени. Все это составляет заметный контраст по отношению к лидерам знаменитых белых джазовых биг-бэндов, их социальное происхождение гораздо ниже. Например, братья Дорси - выходцы с пенсильванских рудников; Бен Поллак и Бенни Гудман - из чикагского района трущоб; Гарри Джеймс - сын цирковых артистов; Гленн Миллер, Вуди Герман, Тед Льюис и Пол Уайтмен не могли похвастать происхождением из зажиточных семей. Белые "аналоги" Эллингтона или Хэндерсона (по социальному происхождению) сделали другие, более открытые для них карьеры, чем руководство биг-бэндом.

      Но в целом ранний джаз был музыкой бедных людей, музыкой из традиционных шоу, социальный статус слушателей которых был не намного выше статуса бродяг. Однако даже среди негритянских бедняков существовали некоторые различия. Инструменталисты, помимо пианистов и гитаристов, имели не столь низкое происхождение, как блюзовые певцы и исполнители блюза вообще, которые были яркими представителями наиболее нищей, угнетаемой части негритянского населения. Босоногий сельский исполнитель блюзов, гитарист Лидбелли был привычно презираем даже бедными уличными музыкантами Нового Орлеана, из-за этого он и не любил Новый Орлеан. Слепой человек на углу, поющий "Beel Street Blues", или ребята, которые водили его по дорогам Юга, как ныне знаменитый Джош Уайт, странствующие пианисты с цветистыми прозвищами Пайнтоп Смит, Спэклед Рэд, Криппл Кларенс Лофтон - все они были на краю даже негритянского общества. Не случайно первый блюзовый певец, которого услышал Хэнди в 1903 г., был "худым, разбитым негром, одетым в какие-то лохмотья, пальцы его ног выглядывали из рваных ботинок. Его лицо было отмечено печатью веков. Во время игры он прижимал к струнам гитары свой ножик на манер гавайских музыкантов. Эффект был незабываемым". Неслучайно этот человек пел о том, что "он ушел туда, где Южная пересекает Желтую Собаку", т. е. в Мурхэд (штата Миссисипи), где пересекались железные дороги "Великая Южная" и "Язу Дельта", где была расположена каторжная тюрьма, в которой певец, вероятно, когда-то и сам находился. Впоследствии Хэнди на основе этого блюза создал одну из классических джазовых тем: "Yellow dog Blues". Блюзовые певицы, хотя их музыкальный статус был немного выше, чем у мужчин, происходили примерно из того же социального окружения. Если они родились в одной из семей артистов бродячих шоу, как Ма Рэйни, Этель Уотерс и Билли Холидей, то можно было считать, что им повезло. Лишь немногим артисткам удалось выйти в люди из такой ужасающей бедности, как, например, великой Бесси Смит. Изначально общественное положение некоторых из них граничило с проституцией.

      За исключением особой группы новоорлеанских цветных, а именно креолов, все местные музыканты-инструменталисты имели довольно скромное социальное происхождение. Они работали каменщиками, плотниками, продавцами и штукатурами, у некоторых из них было свое небольшое дело: угольные, дровяные или овощные лавки. Почти у каждого из них была своя основная, "дневная" профессия, по крайней мере до тех пор, пока они окончательно не стали музыкантами-профессионалами. Кларнетист Альфонс Пику был сыном сигарщика, отданным в подмастерья к жестянщику; Барни Бигарт (кларнет, саксофоны) работал гравировщиком; знаменитый Сидней Беше имел достаточно специальных знаний, чтобы в годы кризиса заняться ремеслом портного. Но креолы, прежде свободные люди, были особой группой, им не приходилось одновременно зарабатывать на жизнь немузыкальными занятиями: развозить уголь как Луи Армстронгу или работать в доках как кларнетисту Джорджу Льюису. Поэтому в Новом Орлеане профессиональных креольских музыкантов было не меньше, чем непрофессионалов-негров, во всяком случае, до тех пор, пока на креолах не стала сказываться общая сегрегация. Правда, за пределами Нового Орлеана непрофессиональные музыканты составляли большинство среди первых ранних джазменов.

джаз

подолжение
Для вас в наличии купить диплом в минске на сайте предлагаем со скидкой.