История Блюза

Оглавление

Струнные, кувшинные и стиральнодосочные ансамбли

Joshua Barnes 'Peg Leg' Howell (род. Итонтон, Джорджия, 5.03.1888; ум. Атланта, 11.08.1966) давал некоторое представление о грубоватой традиции "сонгстеров" Джорджии и о ее струнных ансамблях. Обладатель скрипучего и скорбного голоса, он записал большое количество деревенских и южных городских песен, от "Rolling Mill Blues" (Columbia 14438, 1929), вдохновившую белую балладу "900 миль", до азартной песни "Skin Game Blues" (Columbia 14473, 1927), равно как и немало унылых медленных блюзов. Но со своей "Gang" (Бандой), в состав которой входили: скрипач Эдди Энтони и гитаристы Генри Уильямс, Джим Хил, Олли Гриффин, он записывал буйные деревенские танцы вроде "Beaver Slide Rag" (Columbia 14210, 1927), "Peg Leg Stomp" (Columbia 14298, 1927), на которой скрежещущая и пиляща "уличная" скрипка Энтони создавала грубый, но трогательный "саунд".

Известно, что струнные ансамбли были широко распространены по всему югу, но, похоже, они не привлекали внимания звукозаписывающих компаний. Одной из немногих групп, которым удалось записаться, была Техасская "Dallas String Band" под управлением Коли Джонса. Ее "Dallas Rag" (Columbia 14290, 1927) со звенящими мандолинами, гитарой и басовой скрипкой - исключительный пример скрипичного рэгтайма, в то время как "Shine" (Columbia 14574, 1929) демонстрирует уровень популярной музыки, которую группы подобного типа играли перед черной и белой аудиторией.

Из Миссисипских струнных ансамблей, группа Сида Хэмфила, как и Техасская струнная группа под управлением братьев Райт, не оставила записей. Однако, "The Mississippi Sheiks" в сокращенном виде сделали много записей. Это был семейный ансамбль состоящий из 11 членов коллектива, играющими на множестве инструментов, включая кларнет и пианино, а также гитары и скрипки. Bo Carter (Armenter Chatmon) (род. Болтон, Миссисипи, 21.03.1893; ум. Мемфис, 21.09.1964) был самым известным. Во время 1 Мировой войны "The Mississippi Sheiks" играли деревенские танцы на праздниках белых. Позже, трое или четверо членов ансамбля, включая Бо Картера и его брата Сэма Четмона, сделали несколько ярких записей, например - "The Jazz Fidler" (Okeh 45436, 1930), "Loose Like That" (Okeh 8820, 1930), "Sales Tax" (Bluebird 5453, 1934). В некоторых были комические элементы, но они давали неполное представление о южной струнной групповой музыке. Бо Картер продолжал карьеру как сольный певец, в 30-е годы он интенсивно записывался; его работу отличает чистая, бегла игра на гитаре и местами тоскливый голос.

Кувшинные ансамбли, в которых кувшин вдувалс воздух и, таким образом он использовался как басовый инструмент, пользовались популярностью на медицинских шоу и деревенских пикниках, благодаря своей новизне. Обычно в таком ансамбле использовался только один кувшин, помимо которого в его состав входили струнные инструменты, гармоника. Однако группа "The Dixeland Jug Blowers" из Луисвилла, Кентуки, раньше всех начавшая записываться, использовала два кувшина, как в "Skip Skat Doodle Do" (Victor 20649, 1926) и три рожка, как в "Southern Shout" (Victor 20954, 1927). Джазовый кларнетист Джонни Додс подыгрывал им на нескольких пластинках; джазовому пианисту Клэренсу Уильямсу также был по душе кувшин, он подыгрывал себе в "Chizzlin Sam" (Columbia 2829, 1933). "Memphis Jug Band" Уила Шейда и "Jug Stompers" Гаса Кэнона - оба из Мемфиса, превосходили всех других ранних "кувшинников". На "K. C. Moan" (Victor 38558, 1929) последнего, записаны переплетени гармоники на фоне струнных и кувшина, сделавшие его шедевром жанра.

Кувшинные группы играли песни из репертуара блюзмэнов и "сонгстеров", свидетельство тому записи Гаса Кэннона или 'Banjo' Joe (род. Рэд Бэнкс, Миссисипи, 12.09.1883; ум. Мемфис, 15.10.1979). Кэнон вырос на Миссисипской плантации, где, будучи ребенком, сделал банджо из сковородки. Подростком он играл в трудовых лагерях на юге, хотя сам работал на железной дороге. Примерно в 1910 году он выступал на деревенских танцах и в передвижных медицинских шоу в сопровождении Но Льюиса, игравшего на гармонике. В число его первых записей, сделанных под именем Банджо Джо, вошла сатирическая песня о Букере Т.Вашингтоне, "Can You Blame The Coloured Man?" (Paramount 12571, 1927). Первые записи "Джуг Стомперс" Кэнона, в которых Кэнон подыгрывает сам себе басовую мелодию на кувшине, были сделаны в 1928 году. Кэнон любопытно произносил гласные дифтонги, о чем можно судить по "Heart Breakin' Blues" (Victor 38523, 1928) или быстрой "Feather Bed" (Victor 38515, 1928). "Minglewood Blues" (Victor 21267, 1928) отличает чувственная игра Ноя Льюиса на гармонике. Их выступления тщательно продумывались как единое целое; это видно из сопоставления двух дублей "Viola Lee' Blues" (Victor 38523, Victor RCX 202, 1928). Последние 40 лет своей жизни Кэнон работал уборщиком на улицах Мемфиса.

"South Memphis Jug Band" Джека Келли был попроще группы Кэнона, примером тому - "Highway No. 61 Blues" (Melotone 12773, 1933); но члены этого спонтанно созданного ансамбля все еще выступали в 60-е годы. Кувшинные группы образовывались и в других штатах, включа Birmingham Jug Band из Алабамы, записавших прелестную "Gettin' Ready For Trial" (Okeh 8856, 1930) и Cincinnati Jug Band, которую возглавлял гитарист Боб Колмен в "Newport Blues" (Paramount 12743, 1929).

Как и "кувшинники" к "стиральнодосочникам" относились такие инструментальные группы, в состав которых входила жесткая доска как ритм-инструмент, по рифлениям которой протаскивался гвоздь, вилка или наперсток, что производило громкий, резкий звук. В состав ранних "стиральнодосочных" групп входили и струнные инструменты, нередко к ним добавлялись такие импровизированные инструменты как ушат в качестве баса, гребень и бумага, а также гармоника. Такие группы, были "близкими родственниками" детских "Spasm bands" (судорожных групп)из Нового Орлеана; бела группа под управлением Stalebread Lacoume в 1897 году оказалась лучше всего"задокументированной", хотя, возможно в ней и не было исполнителя на доске. К числу типичных номеров в исполнении народных "стиральнодосочных"ансамблей относятс "Diamond Ring" (Gennett 7157, 1930) Walter Taylor'a и "Atlanta Town" (Bluebird 6187, 1935) Washboard Trio и Chasey Collins'а. Игрой на стиральных досках часто сопровождалось пение блюзов, и, по крайней мере, один певец-Washboard Sam (Robert Brown) играл на доске и пел-как в скрежещущей "Rack 'em Back" (Bluebird 8044, 1938) или "Levee Camp Blues" (Bluebird 8909, 1941).

В "кувшинных" и "стиральнодосочных" группах иногда пели женщины, среди них - Дженни Клейтон, Хэтти Харт; Лора Дайкс играла на укулеле с Вилом Батсом, Джеком Келли и South Memphis Jug Band. Хот женщины-фолк-блюзовые певицы и записывали пластинки, их было гораздо меньше, чем записей мужчин-исполнителей. Исключения составляли: многоголосая Bessie Tucker из Техаса, певшая в основном о тюрьмах, и Lucille Bogan (Bessie Jackson) из Бирмингема, Алабама, исполнявшая грубоватые блюзы о всяческих пороках.

Minnie McCoy (Douglas) (род. Элджерс, Луизиана, 3.06.1896; ум. Мемфис, 6.08.1973) занимает такое же положение в ряду женщин-исполнительниц деревенского блюза, как Бесси Смит - в водевиле; никакая другая женщина не достигла такой высоты, как она. Она была единственной значительной женщиной-инструменталисткой, игравшей на гитаре в мощной, раскачивающейся ритмичной манере, характерной для мемфисских музыкантов. Под именем Кид Дуглас она зарабатывала себе на проживание на улицах Мемфиса с 8 лет. Голос у нее был сильный, с широким среднечастотным диапазоном, а ее игра на гитаре была удивительно четкой, свидетельством тому - "Bumble Bee" (Vocalion 1476, 1930). Многие ее блюзы были актуальными или автобиографичными; "Memphis Minnie-jitis Blues" (Vocalion 1588, 1930) рассказывала о ее болезни. К ее лучшим записям относятся гитарные дуэты с первым мужем, Миссисипским блюзовиком, игравшем на гитаре и мандолине, Joe McCoy, включая исключительную "Let's Go To Town" (Vocalion 1660, 1931). Потом она вышла замуж за гитариста 'Casey Bill' Weldon'a, с которым записала восхитительную "Joe Louis Strut" (Vocalion 3046, 1935). Ее третий муж, Ernest 'Lil Son' Lawler, также был блюзовым гитаристом, аккомпанировавший ей в "Me And My Chauffeur Blues" (Okeh 06288, 1941). Почти тридцать лет она прожила в Чикаго, где для певцов устраивала свои "Блюзовые вечеринки по понедельникам".

Эти женщины-исполнительницы фолк-блюзов снискали любовь и уважение за мужественность и собственный подход к музыке; на смену женственности пришло хвастовство сексуальностью. Предполагалось, что черные женщины будут растить детей и следить за домом; черным мужчинам часто приходилось переселятьс с места на место, чтобы получить работу хотя бы на сезон; мужчины-исполнители блюзов были более привычны к свободному образу жизни. Они и познакомили с блюзом городской север.