История Блюза

Оглавление

Южный фолк-блюз

Многие исполнители классического блюза были выходцами с юга или приграничных штатов, и были знакомы с творчеством фолк-певцов, чьи блюзы они исполняли. Раннее развитие блюза воссоздать нетрудно, но свидетельств, объясняющих быстрое распространение и происхождение блюзовой формы - мало. Блюзовые стихи собирались в обеих Каролинах, Джорджии, Мисиссипи, Техасе в первые годы 20 века. Но, невзирая на популярность женщин-певиц, фолк стал записываться из коммерческих соображений лишь в начале второй четверти века - времени, когда его форма четко оформилась, вокальная и инструментальна техника хорошо развились, а региональные стили и подходы к ним уже четко очерчены.

Названный "country blues" (деревенский), "rural blues" (сельский), или "downhouse blues", блюз певшийся и игравшийся местными исполнителями, обладал характеристиками фолк-музыки: играли их преимущественно безграмотные или лишь отчасти грамотные певцы, и традиции фразы и строфы развивались почти независимо от профессионалов. Тем не менее, исполнители блюзов сыграли определенную роль в распространении блюзовых текстов и техники, в то время, как строки или стихи к коммерческим записям классического блюза можно было услышать в первых записанных примерах фолк-блюза. Хотя большинство фолк-блюзовых певцов родилось в сельских районах и работало на фермах, многие из них переселились в "черные" кварталы ближайших городов, чтобы петь на улицах и извлекать пользу из жизни которую они попросту "прожигали". Блюзы были в равной степени и городским и деревенским феноменом, и "южный фолк-блюз" можно считать более точным обобщающим термином.

Записывающая индустрия начала прославление блюза с "Papa's Lawdy Lawdy Blues" (Paramount 12219, 1924) Papa Charlie Jackson'a, записанного под аккомпанимент банджо. Стиль Джексона был прост и многое из его репертуара типично для исполнителей блюза; но в тысячи домов черных подлинный звук сельского блюза принесла песня "Long Lonesome Blues" (Paramount 12354, 1926) Блайнда Лемона Джефферсона.

В рамках фолк-блюза не было более влиятельного певца, чем Blind Lemon Jefferson (род. Коучмен, Техас, ок.1897; ум. Чикаго, ок.1930). Его зрение ухудшилось в раннем детстве, и на жизнь он стал зарабатывать пением на улицах Далласа и других городов Техаса, иногда в компании Лидбелли. Голос его был высоким, как бы пронзающим уличный шум, но иногда он мог быть низким, стонущим, как бы продолженным его гитарой, производящей плачущие или имитирующие его звуки, что характерно для "Match Box Blues" (Okeh 8455, 1927) - его лучшей записанной песни. Композиции Джефферсона, навеянные частичной потерей зрения, нередко были автобиографичными, например"Pneumonia Blues" (Paramount 12880, 1928); в других, таких как "Blind Lemon Penitentiary Blues" (Paramount 12666, 1928) или "Hangman Blues' (Paramount 12679, 1928), чувствовалась озабоченность судьбой заключенных. Исполненные игры воображения, блюзы Джефферсона, еще долго после его смерти записывались в различных вариантах другими певцами.

Высокоголосое, гибкое пение может являтьс примером Техасского подхода к блюзу. Этому стилю, равно как и использованию гитары в качестве выразительного голоса, вторящему вокальному материалу, был верен и Уиллард "Ремблин" Томас; однако "Texas" Alexander был настолько близок к традиции "холлера", что он даже не играл на инструменте.

Один из популярнейших записывающихся блюзовых певцов, Alger Alexander (род. Джюэтт, 12.09.1900; ум. Ричардс, 12.04.1954) вырос и провел большую часть своей жизни в восточном Техасе. Он работал помощником фермера и кладовщиком в Далласе; находился в заключении за, как минимум, два проступка. На его ранние записи, включая "Levee Camp Moan" (Okeh 8498, 1927), сильное влияние оказала рабочая песня. В его известной песне "West Texas Blues" (Okeh 8603, 1928), среди прочих ему подыгрывал Лонни Джонсон, дополняя своей гитарой его нестандартное пение и поэтическую структуру. Пение Александера же было низким, стонущим; хороший эффект производило использование гудящего припева, как в его "Awful Moaning Blues" (Okeh 8731, 1929), состоящего из двух частей, с гитаристом Денисом "Литл Хат" Джонсом. Его тексты часто были необычными и поэтичными, но он отдавал предпочтение ограниченному числу мелодий, и пел почти исключительно в трех-строчной блюзовой форме.

К прочим техасским певцам, демонстрировавшим беглость игры на гитаре, легкость и поэтичность в своих образах, относились: "Little Hat" Jones, "Funny Paper" Smith, Gene Campbell.

Подход к блюзу в Миссисипи был совершенно иным. Дельта Миссисипи часто считается местом рождения блюза. Сотни миль к северу от собственно дельты реки - это"клин" лежащих в низине плодородных земель между реками Миссисипи и Язу, прямо на юг от Мемфиса и северных холмов берегов Миссисипи. Отсюда вышли многие блюзовые певцы, где черное население равнялось, а во многих городах существенно превосходило, белых. Хлопковые поля плантаций дельты вполне могли вырастить блюз. Близость к Мемфису и относительная легкость, с которой сотрудники фирм грамзаписи могли сюда попасть на поезде из Чикаго, также означали, что это место хорошо подходило для записей прямо там. Музыканты из Миссисипи также могли ездить в Чикаго. Многие из самых ранних, наименее искушенных записей сделаны в Миссисипи. Многие из певцов были гитаристами, чей аккомпанимент к нередко гортанному, выразительному пению, был заметно ритмически акцентирован.

Самым влиятельным блюзовым исполнителем того периода был Charley Patton (род. ? Болтон, Миссисипи, ок. 1887; ум. Индианола, Миссисипи, 28.04.1934), он создал школу певцов-гитаристов перед Первой Мировой войной около Кларксдейла; его роль в развитии блюза Миссисипи можно сравнить со вкладом в Техасский блюз Джефферсона. Несмотря на светлую кожу и худощавость, голос его был резким, в "жестком" варианте, полюбившийся многим блюзменам. В 1912 году он приехал на плантацию Докери, где работал с Томми Джонсоном, Вилли Брауном и другими Миссисипскими блюзменами, обменявшимися между собой песнями и техникой. Пэттон был известен своим шутовством, записи же представляют его как серьезного музыканта. "Pony Blues" (Paramount 12792, 1929) была самой прославленной из них, а "Moon Going Down" (Paramount 13014, 1930) с Вилли Брауном, солирующим на гитаре, одна из его самых запоминающихся записей. Темы его блюзов часто были автобиографичными, хотя порой строфы были спутанными, хотя "High Sherif Blues (Vocalion 02680, 1934) - последовательное повествование. В записи, блюзы Пэттона унылы, часто с перкуссивным аккомпаниментом гитары в открытой тональности G. Из-за того, что в его репертуар входили баллады, рэгтаймы и спиричуэлзы, например - "Frankie And Albert" (Paramount 13110, 1929), "Hang It On The Wall" (Vocalion 02931, 1931) или "Oh Death" (Vocalion 02904, 1934), Пэттон может считаться "сонгстером"; но именно его блюзы повлияли на младшее поколение блюзменов, которое представляли Шон Хаус, Бакка Уайт, Честер Барнет.

Часто считающийся наиболее значительным блюзменом, Eddie 'Son' House (род. Ривертон, Миссисипи, 21.03.1902) не выступал, пока ему не исполнилось почти 25 лет. Ребенком он пел в церкви и позже читал проповеди; это, возможно и способствовало оформлению его мощного стиля. Поработав на ферме и на сталелитейном заводе в Сент-Луисе, он вернулся в Миссисипи; с тех пор имя его произносится в одной "упряжке" с именами Чарли Пэттона и Вилли Брауна. В 1930 году он записал три исполненных замечательной силы блюза из двух частей, включая, оказавший на последователей влияние "Preachin' The Blues" (Paramount 13013, 1930) и рассказывающий о фермерском кризисе в Миссисипи "Dry Spell Blues" (Paramount 12990, 1930), для которых характерен "мычащий" голос на фоне повторяющихся фраз, играемых слайдом на гитаре.

Порой принято считать, что глубокие, "жесткие" голоса Чарли Пэттона или Шона Хауса были типичными для Миссисипского саунда. Однако в Миссисипи были и высокоголосые исполнители - 'Crying' Sam Collins, Bo Weevil Jackson и Nehemiah 'Skip' James. У Джеймса из Бентонии, Миссисипи были жуткий, пронзительный голос и блистательная, скоростна техника игры на гитаре; его "I'm So Glad" (Paramount 13098, 1931) удачно отображает его мастерство, а текст в "Cypress Grove Blues" (Paramount 13065, 1931) своей поэтической выразительностью может сравнитьс со стихами любого блюзмена из Техаса. Хотя Скип Джеймс считается музыкантом-одиночкой, исследования свидетельствуют, что он представлял местную традицию сконцентрированную на незаписывавшемся певце Henry Stuckey; это обстоятельство подчеркивает факт, что одни лишь записи не могут дать точной картины распространения эволюции или стилей блюза.

Можно спорить о том, был ли Tommy Johnson (род. Терри Миссисипи, ок. 1896; ум. Кристел Спрингс, Миссисипи, 1.11.1956) лучшим из Миссисипских блюзменов. Он работал на плантации и на ферме в Кристел Спрингз, играл на местных торжествах и иногда гастролировал. Под влиянием Чарли Пэттона и других он оттачивал свой прекрасный и волнующий стиль, пример которому "Cool Drink Of Water Blues" (Victor 21279, 1928). Его блюзы были медленными с использованием фальцетных фраз под аккомпанимент гитары Чарли Маккоя, игравшего дополнительную партию "под мандолину".

В "Big Road Blues" (Victor 21279, 1928) традиционные стихи мощно выпеваются под нетрадиционный аккомпанимент восходящих тонов. В "Canned Heat Blues" (Victor 38535, 1928) - произведении, исполненном большой красоты, с элементами из старых песен, он пел о своем пристрастии к алкоголю.

На сейшенах с Джонсоном выступал и его партнер Ishman Bracey (1901- 1970), голос которого был гнусоватее и жесче, но чьи пластинки, например "Saturday Blues" (Victor 21349, 1928), едва ли были менее замечательными. Оба певца продолжали выступать в течение 30-х и 40-х годов, но они не записывались. Если Джонсон был известен своим чувством юмора (чего, кстати не подтверждают его записи), Брэйси присоединился к церкви, став последователем Его Преподоби Рабина Лейси, и его единственная пластинка лишь намекала на былую славу блюзмена в 20-е годы.

Передвижные студии, особенно подразделени "Коламбии", "Виктора" и "Okeh", записывали на полях многих блюзовых певцов, которые в противном случае остались бы неизвестными. Но отдельные территории просторного Юга не оказались представленными: едва ли какие-либо записи были сделаны в 20-х годах в обеих Каролинах, Алабаме, Флориде или Арканзасе. В Атланте, Джорджия, была записана целая школа игры на 12-струнной гитаре. Некоторые использовали для "слайда" (скольжения вдоль струн) нож, бутылочное горлышко или другое приспособление, дабы производить ноющие, заунывные звуки, - как раз под стать настроению блюза. Некоторые переходили к открытому аккорду (например D-a-d-f-a'-d') для достижени перекрестно-нотной тональности, что позволяло им принажимать слайд поперек всех струн, когда они играли блюзовую последовательность. Прижатием струн поперек ладов достигался "воющий" эффект; таким образом приспособляемость слайда к гитаре полюбилась блюзовым исполнителям.

Barbecue Bob (Robert Hicks) (род. Уолнат Гроув, Джорджия, 11.09.1902; ум. Литония, Джорджия, 21.10.1931) был центральной фигурой в группе блюзовых певцов, работавших в Атланте и ее окрестностях; сюда также входили его старший брат Чарли и Керли Уивер. Перед приездом в Атланту, Боб работал на ферме, в Атланте же - поваром в Барбекю Плейс у Тидвелла. Его первая пластинка - "Barbecue Blues" (Columbia 14205, 1927) стала бестселлером, она отразила его характерный голосовой диапазон и звенящий звук его 12-струнной гитары, на которой он играл со слайдом. Он экспериментировал с блюзовой формой, постоянно выдумывая что-то новое, как в "We Sure Got Hard Times Now" (Columbia 14558, 1930), иногда он играл танцевальные мелодии или комические песни. Со своим братом "Laughing" Charlie Hicks'ом (который также записал сольный альбом под именем Чарли Линкольна) он записал "Darktown Gamblin" (Columbia 14531, 1930). После ранней смерти Боба, его брат стал пить и прекратил выступления. Их бывший компаньон Керли Уивер и юный Бадди Мос, продолжали играть, Уивер иногда поигрывал с другим одаренным "12-струнщиком" Мактеллом.

"Blind"Willie McTell (род. Томсон, Джорджия, ок. 1898; ум. Миллджвилл, Джорджия, 19.08.1959) пользовалс значительной славой. Он обучался в школах дл слепых в Джорджии, Нью-Йорке и Мичигане и пропутешествовал вплоть до Южной Америки как популярный певец и музыкант. Он был превосходным гитаристом и его записи отличаютс инструментальным разнообразием. Несмотря на то, что его голос был выше, чем голоса у многих певцов Джорджии, он идеально подходил для блюзов, примером тому может служить "Death Cell Blues" (Vocalion 02577, 1933) c его замечательными стихами. "Mama Tain't Long Fo' Day" (Victor 21124, 1927) из его первого сейшена (записанного в Атланте) раскрывает его слайд-стиль игры, не требующий от него никаких усилий; "Atlanta Strut" (Columbia 14657, 1929) - рэгтаймова танцевальная тема с малооригинальными, импрессионистскими "прорывами"гитары и проговариваемым повествованием. МакТелл был настоящим "сонгстером", основными записями которого были блюзы. Он был одним из самых известных блюзменов Peidmont'а - так называли певцов из северной части Джорджии, Южной и Северной Каролин и южной части Вирджинии.

Большой славой в 20-е годы пользовался и "Blind" Willie Walker, но он сделал только одну запись. Он возглавлял струнный ансамбль, в состав которого входил "Blind" Gary Davis - в то врем блюзовый певец; позже он прославился как евангелический госпел-певец и гитарист. То, что струнный ансамбль Уокера не записывался, - большая потеря для истории черной музыки.