История Блюза

Оглавление

Публикации и записи

К 1910 году белые собиратели черных народных песен из различных частей юга обратили внимание на блюз. E.C.Perrow, Howard Odum в Миссиссипи, John A. Lomax и Willard Gates Thomas в Техасе - все нашли образцы. Часть из них сами исполнители нарекли блюзами, но в общем-то блюзы входили в число других собираемых песенных типов черных. Новый термин привлекал разных композиторов-песенников, в частности W.C.Handy - черного руководителя группы, которому довелось слышать блюз в исполнении фолк-гитариста в Миссиссипи еще в 1903 году. "The Memphis Blues" Хэнди был опубликован в 1915, а черный исполнитель Leroy "Lasses" White, опубликовал свой "Nigger Blues" (1912) в 1913 году. Он был одним из первых, кто стал сочинять в 12-тактовой форме. Белый исполнитель George O'Connor, один из немногих, кто использовал новую, и по тому времени редкую блюзовую форму, записал эту вещь (Columbia A2064) в 1916. Песенка "Baby Seals Blues" в исполнении Baby F. Seals'a и рэгтаймового пианиста Artie Matews'a (1912), "Kansas City Blues" (1914) Euday Bowman'a и "Hooking Cow Blues" (1917) Douglas Williams'a невзирая на использование хора и стихотворную структуру способствовали популяризации блюза у белой аудитории.

Предполагалось, что опубликованные блюзы будут исполняться в значительной мере как написанные. Сюда входили композиции, в которых иногда использовались элементы блюзовой тональности или структуры, включая "Dallas Blues" Hart Wand'a и Lloyd Garrett'a (1912), это был первый опубликованный 12-тактовый блюз. Многие опубликованные вещи, хот и знакомили широкую аудиторию со звуками блюзов и назывались блюзами, имели к последним не большое отношение. Однако они были удобной формой выражения для джазовых импровизаций, и эта связь с джазом способствовала возникновению представленя о том, что блюзы возникли из джаза. До сих пор не выяснено значение опубликованных блюзов для распространения блюзов среди черных. Немногие блюзмены могли читать ноты и опубликованные блюзы скорее всего могли быть предназначены для джазовых исполнителей. Тем не менее на разговорном употреблении блюзового языка сказалась фолк-традиция, либо ранние песенные формы от которых, возможно частично произошли и фолк-блюз и сочиненный блюз.

Деревенские блюзмены не часто исполняли сочиненные блюзы: к редким исключениям относятс записи Jim Jackson'a - "St. Louis Blues" и "Hesitation Blues" (Vocalion 1477, 1930). Из блюзов, растиражированных издательскими компаниями, лишь незначительное число появилось на бумаге, поэтому маловероятно, что музыка на бумаге оказала влияние на распространение блюзов на Юге. Более важными были записи исполнителей в кабаре и на сценических подмостках: черных певиц, чьи "блюзы" зачастую были композициями, написанными композиторами черной музыки. Среди них были "Crazy Blues" (1920) Perry Bradford'a, "Arkansas Blues" (1921) Anton Lad'a и Spencer Williams'a, "John Home Blues" (1922) Albert'ы Hunter и Lovie Austin, "Gulf Coast Blues" (1923) Clarence Williams'а. Похожие блюзовые песни, вероятно, оказали влияние на деревенских исполнителей, образы и фразы которых они переработали в своих собственных композициях, хотя даже черезвычайно популярный "Crazy Blues", записанный Mamie Smith в 1920 году, никогда не был записан южными исполнителями блюзов и вероятнее всего не исполнялся ими. Мэми Смит не была первой черной исполнительницей, сделавшей свою запись, но она была первой, чьи записи продавались черным покупателям. В молодости Мэми Смит (род. Цинциннати, 26.05.1883 - ум. Нью-Йорк, ок. 16.09.1946) гастролировала как танцовщица с Tutt-Whitney' s Smart Set Company (Изящная компания Тутта Уитни), она также была ведущей певицей в клубах и театрах Гарлема перед 1 Мировой войной. "Crazy Blues" (Okeh 4169, 1920) пользовался громадным успехом, что обеспечило популярность Мэми и удачу ее рекламному агенту Перри Брадфорду, и открыло дорогу записям черных певцов. Смит была черезвычайно привлекательной, с ярким сценическим образом и сильным голосом. Многие из ее лучших записей сделаны при участии ее группы Jazz Hounds, в состав которой входили Джонни Данн и иногда Баббер Майли (корнет), как в "I Ain't Gonna Give Nobody None O'this Jelly Roll" (Okeh 4752, 1922) или "The Darktown Ball" (Okeh 4767, 1922). Однако "Jenny's Ball" (Okeh 8915, 1931), будучи хорошо записан, дает лучшее представление о ней как о певице. Смит была скорее водевильно-джазовой исполнительницей, чем блюзовой и она редко использовала блюзовую форму.

Другие записывающие компании не замедлили отреагировать на успех Мэми Смит и Okeh, и "вооружившись" певицами Edith Wilson, Rosa Henderson, Lucille Hegamin, Viola Mc'Coy, начали издавать записи на фонографе предназначенные специально для черной аудитории. Такие записи, названные "расовыми" (этот термин предложил Ральф Пир из Okeh), группировались в номерные серии. Okeh начала свою 8-тысячную серию в 1921 году; в числе других расовых серий выходили 12-тысячники Парамаунта (с 1922 г.), 14-тысячники Колумбии (с 1923 г.), тысячники Вокэлион (с 1926 г.), 21-тысячники и 38-тысячники Виктора. Многие менее крупные компании также издавали свои расовые записи и к 1927 году ежегодно издавалось около 500 таких записей. С наступлением Депрессии продажа записей пошла на убыль и многие концерны закрылись. Но в 1933 году филиал Виктора "Bluebird" продолжил их издавать, конкурируя с фирмами ARC (Американска звукозаписывающая корпорация). В 1934 году американский филиал английской компании Декка приступил к выпуску успешной 7-тысячной рассовой серии.

Хотя джазовые записи также издавались в расовых сериях, однако преобладали вокалисты с инструментальным аккомпанементом. Между 1921 и 1925 годами это были преимущественно спиричуэл- и госпел- квартеты и женщины-исполнительницы "классического" блюза. Большинство этих женщин были профессионалками, выступающими с гастролями под эгидой TOBA (Ангажирующа ассоциация владельцев театров), котора занималась менеджментом черных артистов.